Птица - говорун отличается умом
и сообразительностью

Слоговая структура слова

(При составлении материалов данного раздела используется источник: Четверушкина Н.С. Слоговая структура слова: система коррекционных упражнений для детей 5-7 лет. - М.: Гном Пресс, 2006)
В соответствии с принципами психолого-педагогической классификации речевых нарушений выделена категория детей с таким нарушением, как общее недоразвитие речи, при котором отмечается недостаточная сформированность всех языковых структур. Речь страдает как целостная функциональная система, при которой нарушаются все ее компоненты: фонетико-фонематическая сторона, лексика, грамматический строй.
ОНР у детей дошкольного возраста может проявляться по-разному. При осложненных формах данного нарушения, помимо перечисленных компонентов речи, дополнительно нарушается слоговая структура слова. (Под понятием “слоговая структура” слова принято подразумевать взаиморасположение и связь слогов в слове.)
При этом речь ребенка имеет выраженные отклонения в воспроизведении слогового состава слова.
Проанализировав данные научно-методической литературы, посвященные проблеме нарушения и коррекции слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста, можно сделать вывод о том, этот вопрос является малоизученным и недостаточно описанным. Об актуальности данной проблемы говорит тот факт, что своевременное овладение правильной речью имеет важное значение для становления полноценной личности ребенка, а усвоение слоговой структуры слова является одной из предпосылок для овладения грамотой и дальнейшего успешного обучения ребенка в школе.


Отклонения в усвоении слоговой структуры слов носят тот или иной характер изменений правильного слогового звучания и могут проявляться следующим образом:

1. Нарушение количества слогов:
- сокращение (пропуск) слога – “моток” = “молоток”
- опускание слогообразующей гласной - “пинино” = “пианино”
- увеличение числа слогов за счет вставки гласных в стечения согласных – “команата” = “комната”

2. Нарушение последовательности слогов в слове:
перестановка слогов – “деворе” = “дерево”
- перестановка звуков соседних слогов – “гебемот” = “бегемот”

3. Искажение структуры отдельного слога:
- сокращение стечений согласных – “тул” = “стул”
- вставки согласных в слог – “лимонт” = “лимон”

4. Уподобление слогов – “кококосы ” = “абрикосы”

5. Персеверации (циклический повтор, настойчивое воспроизведение):
- “били…били…билитекарь”+ “библиотекарь”

6. Антиципации (замена предшествующих звуков последующими):
- “нананасы”=“ананасы”.

7. Контаминации (смешение слов)
- “в холодильнице”= “в хлебнице и холодильнике”.

Преобладание ошибок, выражающихся в перестановке или добавлении слогов, свидетельствует о первичном недоразвитии слухового восприятия ребенка. Ошибки типа сокращения числа слогов, уподобление слогов друг другу, сокращение стечений согласных указывают на преимущественное нарушение артикуляционной сферы.

При этом нарушения слоговой структуры слова удерживаются в речи дошкольников с ОНР дольше, чем недостатки произношения отдельных звуков. Слоговая структура слова, усвоенная в изолированном произношении, нередко вновь искажается при включении этого слова во фразу или самостоятельную речь.

Большое значение для правильного произнесения слогового состава слова играет степень знакомства со словом. Малознакомые слова искажаются чаще, чем слова хорошо известные ребенку.
Логопедическая работа по устранению нарушений слоговой структуры слова не может ограничиваться чисто коррекционной задачей исправления лишь данного недостатка. Она должна быть развивающей и включать в себя работу над фонематическим восприятием, словарным запасом, грамматическими формами, развитием интеллектуальных функций (мышления, памяти, внимания).
Для реализации этой задачи требуется многоплановый по своей тематике и, рассчитанный на учебно-игровую форму работы, материал. На поиск его учитель-логопед обычно затрачивает значительные усилия. Удачную попытку подобрать и систематизировать такой практический материал делает автор пособия (Четверушкина Н.С. Слоговая структура слова: система коррекционных упражнений для детей 5-7 лет. - М.: Гном Пресс, 2006).
В его основу положен многолетний опыт практической работы с дошкольниками, принцип системного подхода в коррекции речевых нарушений и классификация А.К. Марковой, которая выделяет 14 типов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности. Слова усложняются как в наращивании количества слогов (слова односложные, двухсложные, трехсложные и четырехсложные), так и в отношении сложности слога (открытый и закрытый, прямой и обратный, слог со стечением согласных и без него):
1. Двухсложные слова из открытых слогов.
2. Трехсложные слова из открытых слогов.
3. Односложные слова.
4. Двухсложные слова с закрытым слогом.
5. Двухсложные слова со течением согласных в середине слова.
6. Двухсложные слова из закрытых слогов.
        Флеш-альбом "Чей хвост" (развитие слоговой структуры слова, употребление    притяжательных прилагательных).



            "Сложи сложное слово" (развитие слоговой структуры слова, упражнение в образовании сложных слов, активизация словаря).
10. Трехсложные слова с двумя стечениями согласных.
11. Односложные слова со стечением согласных в начале или середине слова.
12. Двухсложные слова с двумя стечениями согласных.
13. Трехсложные слова со стечением согласных в начале и середине слова.
14. Многосложные слова из открытых слогов.

Предлагаемый в пособии речевой материал, конечно же, может варьироваться опытным логопедом исходя из произносительных возможностей конкретного ребенка; целей, задач, стоящих на занятии. Так, материл для заданий можно подбирать с учетом не только слоговой структуры, но и изучаемого в это время звука, темы по развитию словаря и т.д.
Удачи всем!!!

18 комментариев:

  1. Интересный блог, интересные темы, интересный человек. Удачи Вам в ваших добрых делах, "Говорун"!

    ОтветитьУдалить
  2. Светлана, спасибо за добрые слова! Планиру на данной странице о слоговой структуре слова дополнить информацию с помощью открывающихся гипер-ссылок в ближайшее время: комплексы заданий по всем 14 типам слоговой структуры скоро будут доступны в моем блоге благодаря функции Документы Googl и вставки ссылок на эти документы. Надеюсь, что эта информация будет полезна коллегам - логопедам, а также родителям. Сама я этими заданиями в ходе занятий с ОНР-щиками дошкольного возраста активно пользуюсь

    ОтветитьУдалить
  3. Ольга Владимировна, удачи вам в освоении блога!

    ОтветитьУдалить
  4. Как и обещала, ссылки на странице сделала, все работает. Кому интересно - почитайте)))

    ОтветитьУдалить
  5. Спасибо, очень нужный материал! Вы позволите, чтобы не дублировать страницы блогов, по слоговой структуре дать ссылку на Ваш блог?

    ОтветитьУдалить
  6. Конечно, всегда рада оказаться полезной коллегам

    ОтветитьУдалить
  7. Благодарю! Если Вас заинтересует, очень толковый материал по преодолению нарушений слоговой структуры есть у Зои Евгеньевны Агранович; учебное издание называется так же.

    ОтветитьУдалить
  8. Кратко, толково, самая суть! Спасибо за рациональное представление материала.

    ОтветитьУдалить
  9. По теме "Слоговая структура" собран необходимый и нужный материал. Всё оформлено в одном стиле- удобно для использования, с методическими рекомендациями. Планирую использовать не только с детьми с ОНР.Спасибо за огромный труд.Творческих свершений и побед!

    ОтветитьУдалить
  10. Спасибо на добром слове. Рада, что моя работа кому-то помогает)))

    ОтветитьУдалить
  11. Спасибо, материал крайне необходимый! Очень поможет в работе!Идея со ссылками - просто супер!

    ОтветитьУдалить
  12. Замечательный материал! Огромное Вам спасибо. Только у меня почему-то и по з и 4 типам слога ссылка приводит на 3 тип?

    ОтветитьУдалить
  13. Спасибо за указание на некорректную ссылку, посмотрю, в чем дело.

    ОтветитьУдалить
  14. Спасибо за рациональное представление полезного материала. удачи Вам!

    ОтветитьУдалить
  15. Еще раз спасибо за добрые слова. Рада, что кому-то эти материалы полезны. Сама постоянно пользуюсь в работе с дошколятами.

    ОтветитьУдалить